Карданная передача
13.12.2009
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между агрегатами силовой передачи, расположенными под углами относительно друг друга. Она состоит из карданного вала и специальных шарниров. Карданные шарниры введены в систему передачи для того, чтобы получить возможность передать крутящий момент от одного вала к другому под некоторым переменным углом.
Карданная передача установлена между коробкой передач или раздаточной коробкой и ведущим мостом. Ведущий мост на автомобиле расположен ниже коробки передач или раздаточной коробки, поэтому вал карданной передачи, передающий крутящий момент, расположен под некоторым углом к валу коробки передач и валу ведущего моста. Величина этого угла переменная, так как расстояние между рамой и задним мостом при движении автомобиля все время изменяется вследствие колебаний, возникающих из-за упругости рессор. При этом изменяется также расстояние между задним мостом и коробкой передач.
Карданные валы должны вращаться без биения и крутильных колебаний, опасность появления которых тем больше, чем длиннее карданный вал. Поэтому у большинства современных автомобилей карданная передача состоит из двух валов с карданами. Между валами устанавливают промежуточную опору с упругим креплением ее на раме автомобиля.
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-130 состоит из основного и промежуточного валов, трех универсальных шарниров и промежуточной опоры. В корпусе опоры в резиновой обойме установлен шарикоподшипник, смазываемый через пресс-масленку 3 и защищенный сальниками.
Шлицевой наконечник скользящей вилки шарнира защищен резиновым кожухом. Каждый карданный шарнир состоит из двух стальных вилок и крестовины с игольчатыми подшипниками, соединяющей вилки шарнирно. Стаканы игольчатых подшипников закреплены в вилках пластинами с болтами, фиксируемых пластинами. Для устранения неуравновешенности вращения вала при его балансировке наваривают пластины.
Подшипники крестовины смазывают через центральную пресс-масленку. Для устранения излишнего давления масла в крестовине установлен предохранительный клапан.
Карданная передача автомобиля МАЗ-500 состоит из одного вала с двумя карданными шарнирами. В конструкции вала предусмотрено шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала.
Карданная передача трехосного автомобиля КРАЗ-219 имеет четыре карданных вала: один соединяет коробку иередач с раздаточной коробкой, Второй — раздаточную коробку со средним мостом; третий и четвертый — раздаточную коробку с задним мостом. Привод заднего моста осуществляется двумя карданами через промежуточную опору, закрепленную на балке среднего моста.
Контрольные вопросы
1. Для чего служит карданная передача и где она установлена?
2. Из каких частей состоит карданная передача?
3. Каковы особенности устройства карданной передачи на разных автомобилях?
Рубрики: Шасси автомобиля | Метки: