Колесные тормоза
17.12.2009
Колесные тормоза, являющиеся исполнительным механизмом тормозной системы, осуществляют торможение колес автомобиля. Он состоит из тормозного диска, к которому на эксцентрических пальцах прикреплены две чугунные колодки и с приклепанными к ним фрикционными накладками. С другой стороны между колодками входит тормозной кулак. Вал кулака установлен в кронштейне тормозного диска. На шлицевой части вала находится червячное колесо, находящееся в зацеплении с червячным валом, соединенным при помощи рычага со штоком тормозной камеры. Колодки к стянуты пружиной.
Рис. Схема тормозной системы с пневматическим приводом.
При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух поступает от тормозного крана в тормозную камеру и, оказывая давление на диафрагму, перемещает шток, а вместе с ним рычаг корпуса червячного механизма. При этом поворачивается вал с кулаком, раздвигая тормозные колодки, пружина растягивается и колодки своими фрикционными накладками прилегают к поверхности тормозного барабана, останавливая движение колеса.
Рис. Колесный тормоз автомобиля ЗИЛ-130:
1 — диск, 2 и 11 — колодки, 3 — кулак, 4 — кронштейн, 5 и 6 — валы, 7 — рычаг, 8 — шток, 9 — камера, 10 — пружина, 12 — палец
Когда тормозную педаль отпускают, в корпусе тормозного крана открывается клапан низкого давления и воздух из тормозной камеры выходит в атмосферу. Вследствие падения давления в системе тормозные колодки под действием пружин в тормозной камере и пружины отходят от тормозных поверхностей барабана, занимая выключенное положение. Зазор между фрикционными накладками и тормозным барабаном устанавливают, поворачивая ключом червячный вал 6.
Центральный тормоз на автомобиле ЗИЛ-130 барабанно-колодочный, управляемый ручным рычагом. Он состоит из барабана, внутри которого расположены тормозные колодки, укрепленные на кронштейне картера коробки и соединенные системой рычагов и тяг с рычагом управления. Для торможения рычаг управления в кабине водителя перемещают на себя, при этом тормозные колодки плотно прилегают к барабану, сжимая соединяющую их пружину. Происходит торможение. Как только рычаг управления будет переведен в положение от себя, тормозные колодки отойдут от барабана и торможение прекратится.
На автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-500 центральный тормоз барабанно-ленточного типа установлен на вторичном валу коробки передач. На автомобиле КРАЗ-219 центральный тормоз барабанного типа с двумя колодками установлен на левом валу раздаточной коробки.
Контрольные вопросы
1. Какие тормозные системы применяют на автомобилях?
2. Каково назначение компрессора?
3. Каков принцип действия колесного и центрального тормозов?
Рубрики: Шасси автомобиля | Метки: